Всепроникающая цифровизация нашей жизни воспринимается многими как безусловно позитивный процесс. Однако многими — это не всеми. Причем скептически относятся к цифровизации не только те, кто боится тотальной прозрачности и хочет сохранить privacy. Но и такие, как, скажем, технологический репортер газеты The New York Times Нелли Боулз. Которая написала колонку о том, что личное человеческое общение теперь переходит в категорию элитных услуг.
Цифровая экономика — это экономика услуг для тех, кто не может позволить себе обычную, оффлайн-экономику. Если вы не можете пойти к врачу, а пользуетесь интернет-консультацией — это признак бедности. Ваши дети учатся в интернете, а не у живого репетитора — значит, вы не можете себе позволить этого репетитора. И если вы покупаете себе одежду на сайте, а не в бутике в центре города — то вы, получается, нищеброд. Ну то есть это как заказать ресторанную еду домой и съесть ее на своей кухне, вместо того, чтобы съесть ее в дорогих интерьерах того же самого ресторана.
В таких условиях личное человеческое общение становится эксклюзивным товаром. Богатый человек не покупает Айфон, — говорит нам автор статьи, — Богатый человек покупает телефон с кнопками, одна из которых вызывает готового удовлетворить любой ваш запрос персонального ассистента. Причем не робота, а живого.
Ну что же, в остроумности этого наблюдения автору не откажешь. Но, как это часто бывает с общими теориями любого явления, автор упускает всего один аспект, который делает всю теорию несостоятельной. А именно — скорость. Пока богатый человек будет ехать к своему врачу, современный человек получит десять консультаций в сети. Пока дети богатого человека будут проходить посвящение в дорогом частном университете, дети современного человека выучат на скайенге три языка. А пока богатый человек будет примерять платья в бутике, а потом ужинать в интерьерах, человек современный уже и поужинает, и сериал посмотрит, и книгу почитает, и даже жене успеет ногу погладить.
Богатый человек, конечно, может позволить себе жить медленно. Но только когда он уже богатый. А вот пока он еще богатым не стал, медленно жить он себе позволить не может. Потому что тогда он никогда не станет богатым.
Собственно, именно поэтому и разорилась компания, делавшая очень дорогие, но малофункциональные телефоны Vertu. А вот компании, которые делают усыпанные бриллиантами золотые корпуса для айфонов, наоборот, процветают.
Потому что цифровизация — это не только удобно.
Цифровизация — это модно.
Взято отсюда